среда, 28 марта 2012 г.

Классному руководителю


Программа развития детского коллектива 7Б класса
на 2012- 20123учебный год

Классный руководитель 7 «Б» класса
БОУ «СОШ №99» с углубленным
изучением отдельных предметов»
Кривощекова Н.М.
   Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания.


Приоритетное направление программы воспитательной деятельности школы «Гражданин России» является формирование гражданской ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Ключевая роль в решении задач воспитания в школе принадлежит классному руководителю. Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального  духовного умственного и физического совершенствования.
Должностные обязанности классного руководителя
В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:
·  Ребёнок есть субъект своего развития. Он воспитывает себя САМ.
·  Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
·  Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребёнку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
·  Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
·  Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят.

Задачи внеурочной воспитательной работы в 6«Б» классе

1.      Формирование нравственных и эстетических идеалов, регулирующих взаимоотношения человека и общества.
2.      Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к событиям и факторам окружающей жизни, к природе, искусству, к труду, к самому себе и другим людям на основе истины, добра и красоты.
3.      Формировать и развивать умение ориентироваться в окружающем мире в соответствии с нравственными и эстетическими ценностями, формировать навыки выбора нравственно-оправданных средств достижения цели.
4.      Обогащение опыта деятельности и общения, способствующего преобразованию ситуативных отношений школьников в устойчивые ценностные ориентации
5.      Развитие у школьников внутренней потребности к самовоспитанию и самосовершенствованию на основе социально значимых нравственных и эстетических ценностей.
6.      Развивать и воспитывать потребность вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
В режиме работы классного руководства необходимо:
·  организовывать воспитательную работу с обучающимися
- во взаимодействии с педагогическими работниками, работающими  с учениками класса, с другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
- во взаимодействии с родителями обучающихся и общественностью по  воспитанию, обучению и  творческому развитию.
·  воспитательную работу в классе проводить ориентированно на:
Отечество
Труд
Познание
Красота
Жизнь
Человек

Ориентация на свободу
Ориентация на творчество
Ориентация на поиск истины
Ориентация на гармонию
Ориентация на экологию и милосердие
Ориентация на гуманизм
·  один раз  в неделю проводить классный час, формы проведения которого могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к  общеклассному или общешкольному  делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т.п.;
·  количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц,  из которых одно может быть общешкольным;
·  количество классных родительских собраний – не менее одного  собрания в четверть (два собрания в год тематические).

Воспитание - это то, что делает человека мудрее, добрее, счастливей.
Классный руководитель должен помочь своему ученику стать таким Человеком.


В работе классного руководителя я использую технологию "Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. и др.. В основе технологии следующие принципы: 
  1. Все дети талантливы.
  2. Плох не ребенок, плох его поступок.
  3. В каждом ребенке чудо, ожидай его.
Цели воспитательной работы:
  1. ­ формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек;
  2. ­ формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
  3. формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся образовательной среды;
  4. ­ формирование конкурентно-способной личности каждого ученика;
  5. ­ воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном мире и нацеленного на совершенствование современного общества.
Задачи воспитательной работы:
  1. ­ социальная адаптация обучающихся;
  2. ­ содействие социальному продвижению учащихся;
  3. ­ реализация идеи целесообразного личностного выбора;
  4. ­ воспитание гражданско-патриотических качеств личности;
  5. ­ изучение особенностей учащихся;
  6. ­ формирование коллектива, объединённого общей целью;
  7. ­ развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
  8. ­ формирование потребности в здоровом образе жизни;
  9. ­ профилактика правонарушений среди учащихся;
  10. ­ воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде;
  11. ­ формирование доброжелательных отношений между одноклассниками;
  12. ­ укрепление связи: семья – школа.
Направления работы классного руководителя.

  1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
  2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
  3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности).

Ученическое самоуправление и перечень их функциональных обязанностей:
  • ­староста: замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.
  • ­зам. старосты: отвечает за сохранность классного журнала. Получает журнал и сдаёт его классному руководителю. Передает журнал учителям из рук в руки. Следит за заполнением списков. Обеспечивает выставление оценок и заполнение сведений о посещаемости в конце четверти.
  • ­ учебный сектор: ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца. Оформляет сводную ведомость рейтинга. Вычерчивает в личных делах графики рейтинга.
  • ­трудовой сектор: составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
  • ­ классный библиотекарь: раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
  • спортивный сектор: Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.
  • прораб: организует класс на общественно-полезный труд. Выясняет у заместителя директора фронт работ на ОПТ. Раздает инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.
  • кормилец: помогает классному руководителю собирать деньги на питание и передавать их в столовую. Ведет учет количества питающихся в столовой и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой.
  • художник: составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.
Хочется отметить, что контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности.




План проведения мероприятий на 2012– 2013 учебный год                

Проводимые мероприятия
Сроки
Ответств
Сентябрь
1.   День знаний"Компьютер польза и вред"
1. 09.
Кл. рук.
2    Анкетирование. Распределение обязанностей, актив класса.
9. 09
Кл. рук.
3.  Заседание актива. Планирование
16 09
Староста
4.  Родительское собрание: 1) Выборы родительского комитета.
14.09.
Кл. рук.
5.  Заседание учебного сектора. Заполнение дневников. Открытый журнал.
14.09.
Учебный сектор
 6.  Дежурство в классе. Назначение звеньевых. Выполнение поручений.             
ежедневно
Трудовой сектор, староста
7.    Сдача нормативов.
  В теч.м-ца.
физорги
8.    Субботники
9.День именинника
10.Встреча с сотрудниками МЧС.                                                
пятница
19.09
20.09
Трудовой сектор
Культ.сектор
Октябрь
1.   Поздравление Ветеранов ВОВ и жильцов микроучастка с Днем пожилого человека.
(Открытки_позравления)
К 1.10.
редколлегия культурно- массовый сектор
2.  Генеральная уборка на закреплённом участке, в классе.
1 раз в м - ц
Трудовой сектор, староста
3. Поздравление учителей с праздником. Выпуск газеты .Участие в концерте
5.10.
редколлегия
 4. Участие в школьных олимпиадах по предметам. Утепление окон.
2, 3 неделя
Учителя, учебный сектор
5.  Культпоход в кинотеатр «Галактика» на просмотр кинофильма
В течении месяца
Классный руководитель
6.  Классный час на тему: «Наркотики и их потребители»
11.10.
Врач - нарколог
 7.  Контроль  успеваемости и поведения учащихся. Работа с дневниками.
1 раз в неделю
Кл.рук. учебный сектор
8.   Подготовка к осеннему балу (номера художественной самодеятельности),газета
3 декада
Культ. массовый
9.   Беседа о ПДД
18.10.
Кл. рук.

Ноябрь
1.  Музей Врубеля. Походы в кино, театр (согласно репертуара).Цирк
Каникулы
06.11
Кл. рук.
2.   Беседа «Внешний вид и гигиена подростка»Цирковое представление в школе.
16.11

18.11
медсестра
3.   Классный час на тему «Чрезвычайные ситуации»
22.11.
Актив, кл. рук.
4.   Родительское собрание. Итоги четверти. Планирование новогодних мероприятий.
23.11.
Кл.рук. род.комитет
5.  Участие в муниципальных олимпиадах, спортивных соревнованиях по баскетболу.
(3 и 4 декады
Учителя, физорги, кл.рук.
6.  Индивидуальная работа с учащимися.
постоянно
Кл.рук.
7.  Заседание родительского комитета.  Планирование совместных мероприятий по улучшению успеваемости учащихся.
8.День именинника
9.Родительское собрание
19.11.



23.11
Председатель кл. рук. Члены род.ком
Культ. сектор

Декабрь
1.   Классное собрание. Отчёт работы органов самоуправления за истекший период. Оценка работы.
1декада
Актив класса, звеньевые
2. Участие в декаде математики. Выпуск газеты. Викторина «Что? Где? Когда?»
3-4 декады
редколлегия
3.   Оказание помощи в подготовке и проведении новогодних мероприятий(сценарий. Изготовление новогодних игрушек на районную ёлку)
С16 по27
Культурно-массовый
4. Проведение Новогоднего калейдоскопа. Выпуск газеты «Что нам приснилось в Новогоднюю ночь?»
25.12.
Редколлегия, актив
5. Новогодняя дискотека ШОУ

актив
6. Классный час. Итоги 1 полугодия. Правила дорожного движения.
28.12.
Учебный сектор
7. Открытие ёлки на микроучастке.
26.12
Кл.рук.
Январь
 1. Экскурсия «Завод Мин. воды»
По договорённости
Кл.рук. род. комитет
 2. «Открытия, изобретения" беседа об интересных людях.
2декада
библиотекарь
  3 «Правонарушения и их последствия» беседа
20.01
Актив соц. педагог
  4. Советуем прочитать. (Обмен мнениями о прочитанной книге
3декада
библиотекарь
 5.  «Избавься от вредных привычек» - классный час.

психолог
  6. Слушай не только себя, но и рядом стоящего. (Беседа о взаимной вежливости)
постоянно
Кл.рук.
 7. Заседание учебного сектора. Заполнение дневников.
еженедельно
Учебный сектор
Февраль
1. Профилактические беседы об успеваемости с отдельными учащимися
постоянно
Кл.рук.
2.   Экран успеваемости. Подготовка к родительскому собранию.
15.02.-20.02
учебный
3.   Родительское собрание. Беседа"Откровенный разговор"

Род.ком. кл.рук.
4.   Спортивные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.
15-23.02
физорги
5    Я– россиянин! Что значит Родина?
21.02
Культ.масс.сектор. кл.рук
 6   «Защитники Отечества» - настоящие рыцари! ( О воинах)
24.02
Кл.рук.
7. Поездка в кинотеатр  на премьеру фильма.
В течение месяца
Род.ком.
Март
1.. «Зачем и как надо учиться?»
постоянно
Соц.педагог.уч. сектор
 2.  «Моя любимая мама!» - классный час. Поздравление мам, учителей, девочек с праздником Весны. Выпуск газеты
5.03.
Культурно-массовый
 3.  «Самая, самая…» - праздник для девочек. (стихи, конкурсы, чаепитие)
6.03
Староста. юноши
 4.  «Закон и я!» (мои права и обязанности), беседа.
В течении месяца
Инспектор по делам несовершеннолетних
 5. Товарищеская встреча по футболу с учащимися 6А класса.
2 неделя
физорги
 6.   «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Поговорим о профессиях.
постоянно
Кл.рук. актив класса
 7.   Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
постоянно
Кл.рук. уч.сек.
Апрель
1. «И смех, и слёзы,…» - приколы, шутки, смешные истории.
3.04.
Культурно-массовый
2.  Генеральная уборка, мытьё окон.Субботники
14.04
21.04
Трудовой сект.
 3. Родительское собрание с учащимися и работающими преподавателями.
По договорённости
Кл.рук.
4.  «Будем взаимно - вежливыми!» (взаимоотношения: ученик – ученик; учитель – ученик)
В течении месяца.
актив
5. Посещение музеев театров.
В теч. месяца
Культурно-массовый
Май
1.   Заседание учебного сектора. Отчёт о проделанной работе. Подготовка к предстоящим годовым к. работам
С 5.05по20.05
Уч.сект.
2.   Подготовка к конкурсу"Минута славы" концертные номера
10-24
Культ.масс.секткл.рук
3.   Проведение субботника, посвящённого Дню Победы.
5.05.-7.05
Трудовой сект.
 4.   Поздравление ветеранов ВОВ с праздником. Возложение цветов к мемориальной доске Павла Шевченко и Д.М.Карбышеву.
8.05. 13.05
Актив класса
5. Выпуск газеты, посвящённой памяти солдат, павших за Родину.
3.05-8.05
Редколлегия.
6. Участие в праздничном концерте, посвящённом 67 годовщине Победы над фашизмом. Конкурс чтецов.
8.05
Культурно-массовый
7. Отчет органов самоуправления о проделанной работе.
19.05
актив
8. Праздник, посвящённый окончанию школы.Дискотека
25.05-29.05.
Кл.рук.
Дополнительные мероприятия
1.    Встреча родителей с врачом -  наркологом. (Выступления бывших наркоманов)
февраль
Род.ком.
2.    Кинолектории
Ноябрь-январь
Кл.рук.
3.     Круглый стол
Декабрь, февраль
актив
4.     КВН (новогодняя программа)
5.День именинника
декабрь
ежемесячно
Культурно-массовый










Как провести классный час на тему "Формула успеха"?

 Классный час на тему "Формула успеха" может стать очень плодотворным, если за несколько дней до его проведения предложить учащимся задуматься над следующими вопросами:
 "ЧТО ТАКОЕ УСПЕХ И ПОЧЕМУ ОН ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМ?", "ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?", "КАК ИМЕННО ТЫ ДОБИВАЕШЬСЯ УСПЕХА?".
 Хорошо бы предложить ребятам привести пример "одной истории достижения успеха", взятой из сказки, повести, жизни и т.п.
 Проводя совместное обсуждение этой темы, важно показать школьникам, что почти все истории успеха начинались с неудач (в статье имеются примеры), и поэтому не стоит пасовать перед трудностями.
Целесообразно рассказать следующее
 Достижение успеха для человека - важное условие обретения счастья. У каждого человека свое понимание успеха и собственные способы его достижения.
 Кто-то ориентирован на внешние атрибуты успеха - достижение статуса, богатства (в основном, Америка и Западная Европа), а кто-то - на преобразование внутреннего мира - достижение внутренней гармонии (в основном, страны Востока).
 К национальной особенности славян психологи относят склонность к печали, унынию. Но, если не быть "нытиком" и во всем находить положительные моменты, быть активным и не пасовать перед трудностями, успеха можно достичь.
 В свое время немецкий философ Ф. Ницше писал: "Я многое бы отдал, чтобы научиться печалиться так, как это делают русские".
 Познание причин неуспеха и способов достижения успеха является полезным для более продуктивного прокладывания пути к успеху.
 Важно осознать, что пессимисты — заядлые неудачники. Им никогда не везет, у них ничего не получается. Они живут "не там и не в том времени", от неудачи к неудаче, отчаянно завидуя тем, у кого всегда все в порядке.
 Между тем секрет богатых и знаменитых вовсе не в их патологической везучести, а в принципиально ином отношении к неудачам: для них любой промах — величайшее благо и побуждение к действию!
 Великая Эдит Пиаф, голос XX века, начинала свой путь уличной бродяжкой, которая зарабатывала деньги, развлекая песнями прохожих.
 Она родилась на тротуаре, воспитывалась в борделе, десятки раз попадала в катастрофы, чудом оставаясь в живых. От нее отворачивались те, кто потом говорил, что если бы не они, не их вера в нее, она никогда бы не прославилась.
 Но Эдит жила каждый день так, как будто завтра должна была умереть.
 Вупи Голдберг, как и многие голливудские актеры, поначалу была кем угодно, только не актрисой. Убирая мусор на стройке, она верила в себя.
 А сегодня режиссеры бегают за ней, предлагая миллионные гонорары.

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?
 1. Жить прошлым. Концентрируясь на нем, как на лучшей части своей жизни, человек не оставляет сил и времени на настоящее и будущее и не застрахован от случайностей.
 2. Смотреть на себя как на жертву злой судьбы, рокового стечения обстоятельств.
 3. Считать, что всегда существует одно-единственное правильное решение, единственный выход. Это не дает возможности увидеть новые эффективные решения и добиться успеха.
 4. Заниматься негативным программированием.
 5. Концентрироваться на неприятных аспектах ситуации. Придумывать себе новые проблемы, не позволяющие добиться успеха.
 6. Верить в роковые пророчества.
МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
Для достижения успеха необходимо осознать и выполнить следующее:
 1. Вы устали от неуспеха и не хотите больше так жить — действуйте, сейчас же меняйте свою жизнь.
 2. Ключи к успеху — в вашем кармане. Свой успех нужно "выпекать" каждую минуту. Не жалуйтесь на нехватку времени. В ваших сутках столько же часов, сколько у Эйнштейна, Пушкина, Королева...
 3. Реальные цели и активная деятельность — главные двигатели успеха. Удача любит, чтобы ее завоевывали всю жизнь. Позволите себе расслабиться — и она ускользнет от вас. Четко планируйте свои действия и будьте активны.
 4. Да здравствует новый день! Стремитесь к полноценному проживанию каждого дня. Приложите как можно больше усилий, чтобы максимальных результатов добиться уже сегодня.
 5. Вера в успех. Не забывайте заниматься позитивным программированием: "Я твердо знаю, что у меня все получится".
 6. Поиск успеха. Не успех выбирает нас, а мы его. Максимально включайте механизмы творчества.
 7. Зачастую один в поле не воин. Развивайте свои способности к успешному взаимодействию с другими людьми.
 8. Важен не только результат, но и процесс. Учитесь получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
 9. Терпение и труд все перетрут. Работайте над собой, а, если не получается, — работайте еще!
С чего начинать?
УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМУЛА УДАЧИ»
Инструкция. Вспомните свои самые серьезные неудачи в жизни и проанализируйте: чему они вас научили? Какой урок судьбы вы извлекли?
 А теперь проделайте трюк, свойственный удачливым людям. Скажите себе так:
 — Там, в прошлом, была другая жизнь. У меня сегодняшнего есть опыт, и этот опыт является генератором победы! Формула успеха заключается в опыте неудач. Успех никому не дается безвозмездно, за него всегда приходится платить неудачами!
УПРАЖНЕНИЕ «Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
 Часто бывает так, что на комплексах родителей, учителей вырастают ущербные дети.
Инструкция. Вспомните, что вам говорили в детстве родители, учителя, воспитатели... Возможно, с раннего детства вас программировали на неудачу, постоянно повторяя: «У тебя никогда не получится!» и т.п.
 Если с вами такое происходило, запишите эти высказывания на листочке, перечеркните, порвите и выбросите.
 Мысленно вернитесь назад, в радостное время (до высказываний горе-прорицателей). Вспомните ситуации успеха (когда что-то получилось) или просто счастливые мгновенья.
 И с этой минуты ваш девиз: «Вперед, к удаче!».


Правда лучше лжи
Как помочь школьнику стать честным, научить его говорить правду и ценить эту способность в других, выработать потребность в поиске истины?
 Чем раньше вы начнете эту работу, тем лучше. Может наступить момент, когда повлиять на ребенка вы уже не сможете, так как время будет упущено. Пока не поздно, необходимо помочь школьнику разобраться в ситуациях, когда он говорит неправду, и установить причины этого явления. Ребенок должен понять, что если есть следствие, то должна быть и причина, и помнить главное: ложь - следствие.
 Причинами рождения лжи могут быть и стремление самоутвердиться, казаться лучше, чем на самом деле, и страх перед наказанием и непониманием, и защита чьих-то интересов, и многие-многие другие. Несправедливое недоверие окружающих, которое обязательно нуждается в установлении причины, также может быть причиной лжи.
 На классных часах, посвященных темам правды и лжи, ребята часто задают вопросы, на которые многие учителя и воспитатели затрудняются дать убедительный исчерпывающий ответ. То есть такой ответ, который удовлетворил бы школьников. К ответам на вопросы типа "зачем нужно говорить правду?", "зачем нужна правда?", "бывает ли правдивая ложь?", "что такое ложь во благо?", "что такое истина?" и т.п. нужно серьезно готовиться.
 Можно, к примеру, провести классный час на тему "Правда лучше лжи", чтобы сформировать у школьников убеждение в том, что ложь делает человека ущербным, потому что вырабатывает в нем низкие качества, которые ведут к унижению себя и других, к измене, предательству и т.п. Ложь делает своего носителя скрытным, недоверчивым и очень часто необщительным. Как дружить и любить, если не доверяешь? Все человеческие ценности опираются на честные и доверительные отношения.
 Главное, что лживый человек не способен быть честным даже с самим собой, что приводит к непониманию себя и окружающего мира.
 Поиграйте с ребятами в ролевую игру, в которой "врунишка" в итоге позорно проигрывает. Это поможет школьникам в игровой форме "прожить" ситуацию, сделать правильный вывод и получить определенный опыт.
 Ролевые игры могут решать многие воспитательные задачи. Грамотно подобранная игра (или игры), основательно продуманный сценарий классного часа и его удачное воплощение способны сформировать убеждение школьника.
 Хорошо бы во время обсуждения темы очередного классного часа (заблаговременно) попросить ребят подумать над следующими вопросами: «Почему лично тебе трудно сказать правду, когда ты в чем-то виноват, и часто ли возникают подобные ситуации?», «Трудно ли быть правдивым во всем и всегда?», «Если не всегда можно говорить правду, то следует ли отсюда, что нужно лгать?», «Что труднее, лгать или говорить правду?» и т.п. на ваше усмотрение.
 Попросите ребят понаблюдать за окружающими с целью выявления обмана и проанализировать заинтересовавшие их ситуации, вскрыть причины лжи "героев".
 А если это сделать в письменном виде (сочинение-размышление и т.п.) - просто замечательно!
 Интересна ребятам и такая форма работы: учитель приводит в пример жизненную ситуацию на заданную тему, а ребята затем высказывают свои мнения и подводят итог.
 Вот, к примеру, ситуация, которую можно привести школьникам пятого-шестого классов.
"Мудрый" подарок
 Петя пригласил друзей на свой день рождения. К назначенному времени ребята шли к Пете и несли ему подарки. Это происходило на глазах у Гриши, который сидел во дворе на лавке недалеко от Петиного дома. Петя не пригласил Гришу, потому что тот обидел его лучшего друга.
 Гриша издалека наблюдал за счастливыми ребятами. Ему тоже очень хотелось к Пете на день рождения.
 В числе приглашенных был и Гришин друг по классу Толя. Толя нес Пете подарок в красивом пакете. Гриша, не долго думая, подскочил к Толе.
 -Вот, ты идешь к Петьке на день рождения, а не знаешь, что он о тебе вчера говорил, как он тебя обзывал, - сказал Гриша с укором.
 -Я н-н-не знаю. А какими словами? – растерялся Толя. И Гриша начал плести, что на ум взбредет. Толя от обиды чуть не заплакал.
 -Не пойду я к нему, - выдавил Толя. - Никогда не буду с ним дружить!
 Гриша попросил друга:
 -Толь, а ты не можешь отдать мне этот подарок, раз ты все равно не идешь?
 -Ну, бери, - ответил Толя.
 Только Гриша взял подарок, как тот упал ему на ногу. А это была тяжелая гиря. Надолго врунишка запомнил этот случай!





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Автор блога

Моя фотография
Омск, Омская область, Russia
учитель математики БОУ "СОШ № 99" г. Омска

Постоянные читатели